Коронавирус нанес ощутимый вред церковной жизни не только в русскоговорящих странах постсоветского пространства, но и в государствах, где православие не является основным вероисповеданием. Поэтому неудивительно, что самой обсуждаемой темой в христианском мире является вопрос о том, как вести себя в условиях пандемии, оставаясь верным своим убеждениям.
Правительства многих стран вынуждены были ввести строгий карантин, что коснулось посещаемости церквей и проведения общественных богослужений. В результате большинство церковных благочестий и традиций оказались под запретом, что вызвало неоднозначную реакцию как среди православных верующих, так и среди церковнослужителей.
Серьезные ограничения на исповеди, соборовании и причастии, запреты на целование христианских святынь – все это привело к тому, что многие представители духовенства стали противиться новым санитарным нормам. Основной аргумент сторонников соблюдения священных традиций звучит так: «Человек, имеющий христианскую веру и принимающий с благоговением Тело и Кровь Христову, не может пострадать от богослужения, поскольку духовно соединен с Господом». Однако их оппоненты возражают и указывают, что на протяжении двух тысяч лет способы богослужения неоднократно менялись, например, даже в наши дни в разных конфессиях практики причащения отличаются.
Большой духовной помощью и утешением для многих православных верующих стала организация регулярных трансляций из христианских соборов и монастырей. Хотя и тут не обошлось без критических замечаний глав поместных церквей. В частности, епископ Германской церкви Григорий сравнил телевизионную трансляцию Литургии со свадьбой, которая празднуется перед ноутбуком. Таким образом, без непосредственного участия прихожан это богослужение не имеет смысла.
В Русской православной церкви сегодня введен ряд ограничений и санитарных норм на проведения различных богослужений. Так, при совершении причастия священнослужитель обязан дезинфицировать лжицу после того, как ей попользуется каждый причастник. Ограничения коснулись также количества людей в храме и соблюдения определенной дистанции между ними.
Адаптация церковной жизни к карантинным санкциям до сих пор встречает сопротивление многих христиан, молчаливое и даже открытое неодобрение предпринимаемых защитных мер. Как будет в дальнейшем развиваться ситуация – покажет время. Но в любом случае пандемия серьезно нарушила спокойствие церковной жизни, согласие и единство православных верующих.