Причастие является одним из важнейших Таинств в церковной жизни христианина, к которому нужно подходить абсолютно очищенным от греховных поступков и мыслей. В Православной церкви существуют определенные правила, согласно которым прихожанин может быть не допущен к Причастию, чтобы не осквернить Таинство душевной или телесной нечистоплотностью. Более того, сам верующий должен понимать, когда ему нельзя подходить к чаше для причащения.
Какие правила для Причастия существовали в древности?
На заре христианства действовали весьма строгие церковные предписания в отношении Причастия. Так, если человек не причащался более трех воскресных дней подряд, то его отлучали от церкви. Также верующего не допускали к Причастию, когда на него накладывалась епитимия (церковное наказание) за определенный проступок.
В XI веке среди византийских священнослужителей установилось правило, согласно которому подготовка к Причастию включала многодневный пост, молитву и исповедь. Вскоре эта традиция распространилась на другие Поместные церкви христианского мира. Согласно канонам Православной церкви перед причащением необходимо было соблюдать семидневный пост. Однако это привело к тому, что многие православные подолгу не могли участвовать в Таинстве из-за «недостаточной» подготовленности.
Современные ограничения для участия в Таинстве Причастия
Сегодня ограничительные правила для участия в Таинстве существенно послаблены. Согласно церковным каноном принимать Причастие следует натощак, но при этом у верующего не должно быть нераскаянных грехов, которые он не исповедовал. Священник может не допустить к Таинству христианина, исходя из правил конкретного прихода, если на него наложена определенная епитимия.
В некоторых приходах сохранилась традиция, согласно которой женщинам во время менструации запрещено причащаться. Однако это правило уже считается устаревшим, связанным с ветхозаветными предписаниями. Менструальный период является физиологическим процессом и не зависит от волеизъявления женщины, поэтому не относится к чему-либо греховному, оскверняющему человека. Единственно важным для Причастия является душевная и духовная чистота христианина.